Поиск билета

3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассичсской западноевропейской философии.

2.Классическая философия – до середины XIXв. , постклассическая – следующий этап. В середине XIXв. в развитии философии мы наблюдаем разрыв, и поэтому стратегии, единые, цельные тоже развиваются, и поэтому имеет смысл говорить о исследовательских стратегиях классической философии отдельно, и о постклассической тоже отдельно, потому что постклассическая ф. кардинально отличается от классической.

3.Основные отличительные признаки. классическая теория претендовала на охват всех проблем, строятся грандиозные системы в которых содержится знание о всех проблемах природного, социального, духовного развития. Для постклассики характерна фрагментаризация проблемных полей, постклассика в различных теориях направлена на решение отдельных «не больших » казалось бы, но очень важных проблем, проблемное поле диффиренцируется – философия права, философия политики, фил. науки. Поэтому непрерывная стратегия разрывается в этой точке.

Постклассику от классики отличает откат от одинарной позиции человек-мир которая характерна для классики.

Ее отличает понимание познания, в классике это беспредпосылочное знание, знание с чистого листа, осуществляемое биологическим субъектом, в постклассике это социальное существо, знания опираются всегда на традиции, есть некие априорные формы знания, которые идут от культуры, противопоставление человека миру вообще снимается.

И снимается преславутый вопрос «что первично материя или сознание, дух или природа» - этот вопрос не корректен для (пост(моя редакция))классической философии.
В классике рационализм доведенный до жесточайшей степени, а в постклассической философии идеи иррационализма, хотя рационализм тоже сохраняется, но он не занимает собой весь массив философского знания, иррационализм – признание внерационального или не рационального начала в мире.

Понимание исторического процесса и социальной реальности: классика – идея исторического прогресса, линейной направленности человеческая история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIIIв ), постклассика – не линейные модели социального развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс, в меньшей степени исторический оптимизм, в большей степени построение антиутопии, весьма пессимистического звучания, за этим различием скрывается перестройка оснований техногенной цивилизации, ее вхождение в новую фазу, кто говорит что это новая фаза, кто говорит что это новая цивилизация– информационное или постиндустриальное общество, но то что крупнейший цивилизационный сдвиг это очевидно, и этот сдвиг в нашем восприятии предстает в виде кризиса, кризис не как упадок, распад, кризис как перестройка оснований, ориентиров, это прежде всего духовный кризис, антропологический кризис, социальный кризис. В конце XX о кризисе мы знаем отовсюду – пресса, телевидение, значит цивилизация свой геном свои программы деятельности вынуждена перестраивать, иначе кризис экологический, инче деградация, иначе гибель. Это мироощущение отличается от мироощущения в XVIII в и в начале XIX в.

4. Если это и разные явления, то все равно есть общность. Общность в выполнении своей основной функции, своего основного предназначения – рефлексии над основаниями культуры, и оценивая эти основания, рисует картины возможных миров, т.е. философия осмысливает бытие, узнает она о нем из науки, из мира искусства, из всех фрагментов духовной жизни общества, она их переосмысливает и продуцирует возможные варианты развития
Еще разок Философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.
  1. Классика базируется на противопоставлении человека внешнему миру, отправная точка – ОВФ, постклассика – проблема сама по себе соотнесение с классическим наследием и понимание своего предназначения – основания для выделения, т.е. не основной вопрос философии а другие параметры, если мы отталкиваемся от этих параметров, то круг вопросов, соотнесение с классикой, что принимаем, что отталкиваем, понимание предназначения, тогда 3 основные стратегии, характеристики стратегий по заданным параметрам
У классики свои стратегии развития, у постклассики свои. Они не могут быть общими, потому что принципиально отличаются друг от друга.
 Классика – основные стратегии:
Отправная точка классической философии – Основной Вопрос Философии – это отношение человеческого сознания к внешнему миру, человек – мир. Человека от всего мира отличает наличие внутреннего мира, сознания. Тогда ОВФ – это отношение сознания к внешнему (почему-то материальному, ну может быть для классической философии только к материальному), и тогда решения основного вопроса философии и задает стратегии. Первая сторона ОВФ – что первично материя или сознание, вторая сторона – познаваем ли окружающий мир, это и есть стратегии, в решении этого вопроса.
И возникают линии материализма и идеализма, они объединены общим подходом. Для материализма первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно. Общая стратегия идеализма: что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало, тут вариации – объективный идеализм, субъективный идеализм, личностное сознание, связанное с самим человеком или надличностное сознание.

Следующий вопрос и стратегии постижения мира – познаваем ли мир. Мир в принципе познаваем, нет ничего в природе мира и человека что бы запрещало процесс познания, гносеологический оптимизм – мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание. Мир для человека открыт. Вторая версия Агностицизм – в разных своих вариациях, основной тезис: знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы.
Эта схема дополняется методом, основные методы классической философии: диалектический и метафизический методы. (ОВФ какова природа мира, Методы – как мы осваиваем в мышлении ). Как мы этот мир осваиваем: Диалектика – ее основные ориентиры, пронизывающие собой всю историю начиная на площади небольшого городка-говударства вплоть до Гегеля.
Два основных принципа отличия от метафизики (диалектика не сводится только к ним просто это отличия) – принцип свеобщей связи явлений, принцип развития. При рассмотрении объекта диалектика говорит надо рассматривать связи с другими объектами в процессе развития. В метафизике нет названий у этих принципов но понятно: что любой предмет надо рассматривать в изоляции от других объектов, вне процесса развития. Метафизический метод рождается в естествознании нового времени(странно, а я думал во времена Зенона), наука в этот период развития не изучает. В XVII-XVIIIв более всего развиты такие отрасли знания: классическая механика(изучает перемещение, но не развитие), биология(гербарии она собой представляет), геология(коллекции минералов). Наука начинает осваивать развитие и связь в природе – тепловые и механические явления – начало XIXв, электрические – в 20-30 г XIX в (Фарадей, Эрстед). И тогда метафизика отходит на второй план, но сохраняется, как ориентация в классической философии.

Постклассическая философия – предыдущая градация не подходит, тут проблемное единство и способ решения этих проблем. И тогда, вот этот период вторая половина XIX в это переходный период в постклассической философии, основные, зримые стратегии обозначаются вначале XX столетия. И к числу этих основных стратегий относятся: социально-критическая (исторически первая), аналитическая стратегияэкзистенциально-феноменологическаястратегия( от слова экзистенция). 
Тогда берем по очереди в историческом плане, социально-критическая первая историческая версия Марксизм, проблематика – общество, но в обществе самый важный вопрос генезис идеологии, проблема отчуждения, социализация в условиях репрессивных социальных прав, начиная с Марксизма, заканчивая современными версиями постмарксизма. Значит там идет Марксизм, Неомарксизм, Постмарксизм. Проблематика сквозная, отказываются в классике от: созерцательности, знаменитый тезис Маркса «Философия далеко не (не могу понять) немецкие философы, а задача заключается в том, чтобы его изменить ». Как они понимают свое основное предназначение, свою основную функцию – содействие эмансипации человека, современная версия социально-критической стратегии сюда же попадает, например тот же феминизм, эмансипация всех видов угнетения по разным признакам, для Маркса это угнетение по социально-классовому признаку, а есть еще масса других видов угнетения человека, когда основания могут быть принадлежность к какому-либо этносу, к определенному полу, к определенному возрасту, к определенной сексуальной ориентации, таким образом протест против угнетения по любому признаку и содействие эмансипации человека.
Вторая версия Аналитическая, рождается в начале XXв: проблемное поле – языковая реальность, больше ничего, первоначально язык науки, потом язык обыденного общения. Сквозная традиция, в которой развивается философия науки – неопозитивизм, постпозитивизм, современная философия языка; от чего отказываются в классике – от рассмотрения проблемы субстанции мира, как устроен мир, в чем его первооснова, это задача науки, обращена только к языку, этот мир фиксирующий, описывающий, конструирующий, как угодно, в чем здесь задачав прояснении языка, а следовательно, и мира, потому что классика целиком не отбрасывается и остается один из важнейших принципов классики, принцип тождества мышления и бытия, это все рождается в античности, мы шли – бытие, мышление, язык, они тождественны в представлении античной культуры, этот термин античной культуры «ЛОГОС», отсюда и наука – логика, что такое логос – это путь по которому идет мир, это путь бытия, ЛОГОС – это закон нашего мышления, логика – наука о правильном мышлении, почему человек в состоянии силой мысли постичь мир

Экзистенциально-феноменологическая стратегия обращена к индивидуальному человеку, ее не интересует языковая реальность, ее не интересует жизнь социума, и все те проблемы, которые интересуют социально-критическую стратегию, интересует человеческая индивидуальность, точка приложения ее усилий Человек в Мире, это единый смысловой комплекс, смотрите как вот эта бинарность человека и мира преодолевается, не противопоставляется, человек всегда рассматривается погруженным в мир, нет человека вне мира, в противостоянии мира, поэтому основной вопрос в принципе снимается. Итак проблема человек в «жизненном мире», жизненный мир – это не вообще вселенная, а это мир в котором мы участвуем, мир нашей судьбы индивидуальной, мир нашего ближайшего, пропущенную через нашу субъективность окружение, у каждого из нас разный жизненный мир, хотя мы погружены в один и тот же универсум, живем в одной и той же вселенной, от чего отказываются в классике, уже было сказано, противопоставлением по крайней мере человека миру. Свою задачу видит в первую очередь в обретении подлинности существования в этом мире, человек в мире искорежен, ведет не подлинное существование по Ясперсу, а ему надо вернуть его человеческую природу, тоже гуманистическая очень ориентация, очень внимательное и бережное отношение к человеку, вернуть человеку что называется – аутентичность бытия.
6. Эти исследовательские стратегии, чистые линии последовательные, наблюдаются в середине XX столетия, они обособляются, они развиваются, а к концу столетия в культуре, в науке, кстати и в философии появляется междисциплинарный синтез, и возникает философия, так называемые гибридные образования, ну тенденции к синтезу усиливаются, наука, например, начинает осваивать комплексные проблемы, за которыми скрываются сложные объекты, в рассмотрении этих объектов участвуют казалось бы отдаленные области знания, очевидно, на примере наших естественнонаучных дисциплин, более того в системе научного знания появляется, например психолингвистика, такое совершенно экзотическое знание, то же самое социальная психология, представляет собой взаимодействие разных потоков и традиций в освоении мира, то же самое и в философии появляются гибридные образования, в частности герменевтика – масса влияний, с одной стороны это философия языка, аналитическая традиция, с другой стороны это экзистенциализм, интерес к человеку, проблемам понимания человека. И вот такие чистые линии, чистые стратегии сменяются гибридными образованиями современных философских массивов.