46. Метатеоретические основания науки.
Наука развивается не в вакууме, она является фрагментом культурного пространства => встаёт вопрос о социокультурной детерминации науки. Наука испытывает воздействия со стороны всех форм культуры (политики, религии, искусства), но прежде всего со стороны философии, т.к. это тоже рефлексивная форма познания которая также обладает категориальным аппаратом.
Итак, связь науки с культурой осуществляется через массив философского знания и моделируется с помощью МОН. В создании новых научных теорий, как и в динамике научного знания в целом, особая роль принадлежит метатеоретическим основаниям науки, под которыми понимаются фундаментальные идеи, понятия и представления, на относительно устойчивой основе которых развивается эмпирический базис конкретных научных дисциплин и объясняющие эмпирические знания научные теории. Основания определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.Схема МОН по Стёпину
ИННИ
Культура Философия ФОН Научное знание
НКМ
МОН
Идеалы и нормы научного исследования (ИННИ) – представления о том каким должен быть процесс познания.
Существуют ИННИ:
объяснения и описания
доказательства
построения и организации знания
В идеалах и нормах научного исследования зафиксировано не только принципиальное отличие научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных специальных областей научного познания, но и (что в первую очередь представляет интерес для философии науки) отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания. Идеалы и нормы исследования детерминированы как характером исследуемых объектов, так и мировоззренческими доминантами в культуре определенной исторической эпохи. Их изменение открывает возможность вовлечения в сферу научного поиска объектов принципиально новой природы.
Научная картина мира (НКМ) - общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития научного знания на основе синтеза знаний, получаемых в разных областях науки, и определённых философских представлений. Научная картина мира не только обеспечивает целостную картину исследуемой реальности, но и выполняет функции исследовательской программы, определяющей постановку задач эмпирического и теоретического исследования и выбор средств их решения, таким образом, направляя дальнейшее развитие научного познания.
Философские основания науки (ФОН) – философские идеи и принципы, обосновывающие идеалы, нормы исследования и онтологические постулаты научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру.
У ФОН есть две составляющие:
- Онтологическая – понятия, которые задают образ объекта;
- Эпистемологическая – задаёт образ познания (что такое истина, описание, объяснение, н. факт).
Схема МОН по Куну
Основным понятием является: Парадигма (междисциплинарная матрица)
в неё входят:
фил идеи ценности
законы алгоритмы решения задач
В схеме Куна на науку прежде всего влияют социо-психологические факторы, а в схеме Степина – социокультурные.
Радикальная перестройка всей системы метатеоретических оснований науки знаменует собой завершение экстенсивного периода ее эволюции, включающего отдельные внутридисиплинарные революции в науке, и переход в интенсивную фазу развития, именуемую глобальной научной революцией. История развития естествознания насчитывает четыре такие революции, сопровождавшиеся сменой типа научной рациональности.
- Первая свершилась в XVII веке, ознаменовав становление классического естествознания.
- Вторая произошла в конце XVIII -- первой половине XIX века и привела к формированию дисциплинарно организованной науки. В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления.
- Третья революция, разворачивавшаяся с конца XIX века вплоть до середины ХХ века, привела к формированию неклассической науки.
- Начиная с последней трети ХХ века, происходит четвертая научная революция, влекущая за собой становление постнеклассической науки с присущими ей отличительными особенностями научной рациональности, включающей гуманистические ориентиры в определение стратегий научного поиска.