1. Н-а(ее представители) погружены в нормы научного этоса. В техногенной ц-ции: Ценность новизны(запрет на плагиат), O.ивное представление о мире(знание должно быть об O.е, O.ивный и достоверный, нельзя подтасовывать короче). Социокод служение богу сменяется социокодом служение н-е. Н-а воспринимается, как призвание. Ценная нейтральность н-и.(Противопоставление н-и и об-ва)
В постнекл. н-е: здесь ч-к занимается развивающимися с-мами, затрагивая ч-ка, здесь оставаться ценностно-нейтральным нельзя. С другой стороны н-а несет за собой грандиозные социальные последствия и рассматривать ее как нечто нейтральное не представляется возможным. Возникает потребность в новых формах регуляции этой дея-ти. Накладываются моратории на некоторые области н-и. Но предусмотреть все не возможно, => другой метод регулирования: отказаться от нейтральности н-и. Понятия ответственности до этого как такового не было в н-е. Ограничения вводятся впервую очередь в биологическом знании, затем в технологическом.
Этические экспертизы при публикации, эт. Советы к-рые рассматривают не затрагиваются ли запрещенные темы. Средства масс. инф-ции, контроль об-венного мнения регулируют дея-ть н-и. Сейчас необходимо указывать источник финансирования науч. исследований, в целях борьбы с подтасовкой.
Кто должен нести ответственность. Н-а ни за что не отвечает, отвечают пользователи. => пр-мы наделяющие ответственностью разработчиков и внедренцев. Возникает проблема свободы творчестка. Сейчас задача формирования корпоративоного сознания. С-ма поощрения в научном мире – доступноть инф-ции.
2. Безусловный приоритет в разработке и обосновании социологии н-и как относительно самостоятельной области иссл-я, имеющей свой предмет, специфический категориальный аппарат и особые методы познания - Мертон. (основоположник): особенность н-и как социального института определяется, в первую очередь, тем, что только она дает нам O.ивно-предметное и истинное знание. Основным механизмом, определяющим ф-ционирование н-и, является совокупность норм и императивов (ценностей), регулирующих проф. деят-ть учёных как членов научного сооб-ва –«научный этос», кот. включает 4 «институциональных императива»: универсализм, коллективизм или общность, бескорыстность и организованный скептицизм. Универсализм – предполагает независимость результатов научной дея-ти от Sивно-личностных контекстов научного познания. Коллективизм – предписывает учёному незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, т. е. сразу же после тщательной проверки научных результатов знакомить с ними всех членов сооб-ва без каких бы то ни было предпочтений. Учёный как автор - только на право приоритета, но не собственности. Бескорыстность – означает такое требование к профессиональному поведению учёного, которое не предполагает учитывать никакие интересы, кроме достижения истины. Организованный скептицизм – требует детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата. => ф-циональная цель н-и – продуцирование нового O.ивно-истинного знания и его дальнейшее развитие. Основополагающей мотивацией является стремление учёного к профессиональному признанию в научном сооб-ве – предположении о полной рац-ности поведения учёного.
Впоследствии, Р. Мертон отказывается от этого идеализированного представления о практике научных исследований (конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т. д). => двойственности и противоречивости мотивов и, соответственно, проф. поведения учёного. В работе «Амбивалентность учёного» – ряд противоположно направленных нормативных требований. Так, например, учёный должен как можно быстрее сообщать о своих новых результатах членам научного сооб-ва. Вместе с тем, он обязан тщательно их проверять и не торопиться с публикацией. Четыре основных роли: исследователь, учитель, администратор, эксперт.