Поиск билета

6. Онтология как учение о бытии. Основные категории и проблематика классической и постклассичсской онтологии.

Философия как особое знание о мире имеет огромную историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира.

Философия как особое знание о мире имеет огромную историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира. Понятие онтологии возникло в 17 в. как синоним метафизики. Эта проблематика у Аристотеля и его последователей получат название метафизики. Ее суть – стремление к пониманию сущности бытия. Метафизика – умопостижение скрытой сущности мира, то, что выходит за рамки конкретного физического исследования. Онтология – учение о бытие, о скрытой сущности мира, об основах бытия.
Бытие категория, фиксирующая основу существования; в структуре ф-фского знания – предметом онтологии, а в теории познания – как базисная категория для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
Античность, бытия –основное ядро– то, что существует действительно, что необходимо и общезначимо и выступает конечным основанием всех вещей. Это абсолютная потенция или логос (Гераклит), абсолютная неизменность и единство (Парменид и его школа), число (пифагорейцы), идея (Платон), форма (Аристотель).
В 17 в. это онтология созерцания. « версии онтологии: традиционная – онтология как учение о скрытой сущности мира, на которые не претендует конкретное специальное знание озабоченное миром единичных вещей; натурфилософия – попытка построить умозрительную картину природы, сплав неких аксиоматических философских принципов и конкретных знаний определенной исторической эпохи. Отличие: метафизика не интересуется специальными научными знаниями и притоком информации из эмпирических источников.
Категориальный аппарат онтологии достаточно сложен, изменчив: материя, сущность, явление, необходимое и случайное, возможное и действительное, причина и следствие, единое и многое, часть и целое, движение, развитие и. т. д. Все чаще в классической философии начиная с 17 в. под онтологией понимается натурфилософия.
В эпоху Нового времени в силу стремительного развития естествознания натурф-фские построения отходят на второй план. Кант приходит к тому, что человек в своем познании мира предустановлен априорными формами чувственности. Беспредпосылочного знания нет. Умопостигаемый мир всегда пропущен через культуру. Деятельностная парадигма предполагает человека не созерцающего мир в процессе познания, а действующего. Мир дан человеку сквозь призму его действий. Действие понимается в немецкой классике как духовное творчество. Только в марксизме действие – это создание материальных ценностей. Тогда онтология переходит к онтологии человеческого сознания.
Для классики онтология – это философия природы. В постклассической философии рассуждения о природе все больше начинают переходить к науке. Наука сама себе философия, – говорит позитивизм. Тогда натурфилософия просто отпадает. Отказ от метафизической проблематики. От мира природы к миру человеческого бытия и миру языковой реальности, миру символических практик делает переход постклассика. Под бытием уже понимается не только природа, а на первый план выдвигается бытие человека, бытие общества, языковая реальность. Термин “метафизический подход” означает умозрительное, спекулятивное, оторванное от практики, базирующееся на априорных принципах.
В современной. К материальному бытию относят все, что составляет объективную реальность, т.е. бесконечное множество природных явлений, многие явления чел. и общ. жизни. Второй вид бытия (духовное) составляют разные явления дух. жизни ч-ка и общества: чувства, настроение, мысли, идеи, или субъективная реальность.
Субстанциональный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия– субстанции. Субстрат–основа конкретного проявления бытия. «Модус» – фиксировалось свойство предмета, ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях. «Атрибут» – свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться. Акциденция –констатация случайного свойства предмета, элиминировать без изменения его сущности.
Материя фил. категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. В историко-фил. традиции эта кат. претерпела ряд изменений: вещь (субстрат), свойство, отношение.
Первый этап (античность) связан с поиском некоторой конкретной вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Материальные сущности: стихии, апейрон (Анаксимандр), гомеомерии (Анаксагор), атомы (бытие + пустота = небытие, Демокрит), первичный субстракт каждой вещи (Аристотель). Бог, числа (Пифагор), идеи (Платон), форма (Аристотель), монады (Лейбниц).
Второй этап (Нового времени) Вещь–относительно устойчивое тело, которое перемещается в пространстве и во времени. Материи–количественно определена как масса:
1) м. – как первооснова вещей, 2) вне её отношения к созн., 3) только природный мир.
Новая трактовка (марксизма) практику как критерий познания и образования понятий. М. (Ленин):1.Материя фил. категория, объективной реальность. 2.Данное понятие может быть определено только через сознание.
“Онтология культуры” – культура предлагает человеку способы духовной компенсации неизбежности смерти: идея вечной жизни души, мысль о примирении со смертью, социальное бессмертие.