Философия как особое знание о мире имеет огромную историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира.
Философия как особое знание о мире имеет огромную
историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира.
Понятие онтологии возникло в 17 в. как синоним метафизики. Эта проблематика у
Аристотеля и его последователей получат название метафизики. Ее суть –
стремление к пониманию сущности бытия. Метафизика – умопостижение скрытой
сущности мира, то, что выходит за рамки конкретного физического исследования.
Онтология – учение о бытие, о скрытой сущности мира, об основах бытия.
Бытие – категория, фиксирующая основу
существования; в структуре ф-фского знания – предметом онтологии, а в теории
познания – как базисная категория для любой возможной картины мира и для
всех прочих категорий.
Античность, бытия –основное ядро– то, что
существует действительно, что необходимо и общезначимо и выступает конечным
основанием всех вещей. Это абсолютная потенция или логос (Гераклит), абсолютная
неизменность и единство (Парменид и его школа), число (пифагорейцы), идея
(Платон), форма (Аристотель).
В 17 в. это онтология созерцания. « версии онтологии:
традиционная – онтология как учение о скрытой сущности мира, на которые не
претендует конкретное специальное знание озабоченное миром единичных вещей;
натурфилософия – попытка построить умозрительную картину природы, сплав неких
аксиоматических философских принципов и конкретных знаний определенной
исторической эпохи. Отличие: метафизика не интересуется специальными научными
знаниями и притоком информации из эмпирических источников.
Категориальный аппарат онтологии достаточно сложен,
изменчив: материя, сущность, явление, необходимое и случайное, возможное и
действительное, причина и следствие, единое и многое, часть и целое, движение,
развитие и. т. д. Все чаще в классической философии начиная с 17 в. под
онтологией понимается натурфилософия.
В эпоху Нового времени в силу стремительного
развития естествознания натурф-фские построения отходят на второй план. Кант
приходит к тому, что человек в своем познании мира предустановлен априорными
формами чувственности. Беспредпосылочного знания нет. Умопостигаемый мир всегда
пропущен через культуру. Деятельностная парадигма предполагает человека не
созерцающего мир в процессе познания, а действующего. Мир дан человеку сквозь
призму его действий. Действие понимается в немецкой классике как духовное
творчество. Только в марксизме действие – это создание материальных ценностей.
Тогда онтология переходит к онтологии человеческого сознания.
Для классики онтология – это философия природы. В
постклассической философии рассуждения о природе все больше начинают переходить
к науке. Наука сама себе философия, – говорит позитивизм. Тогда натурфилософия
просто отпадает. Отказ от метафизической проблематики. От мира природы к миру
человеческого бытия и миру языковой реальности, миру символических практик
делает переход постклассика. Под бытием уже понимается не только природа, а на
первый план выдвигается бытие человека, бытие общества, языковая реальность. Термин
“метафизический подход” означает умозрительное, спекулятивное, оторванное от
практики, базирующееся на априорных принципах.
В современной. К материальному бытию относят
все, что составляет объективную реальность, т.е. бесконечное множество
природных явлений, многие явления чел. и общ. жизни. Второй вид бытия (духовное)
составляют разные явления дух. жизни ч-ка и общества: чувства, настроение,
мысли, идеи, или субъективная реальность.
Субстанциональный
подход. Суть его состояла в поиске основания бытия– субстанции. Субстрат–основа конкретного проявления бытия. «Модус» – фиксировалось свойство
предмета, ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях. «Атрибут» – свойство
предмета, без которого он не может существовать и мыслиться. Акциденция –констатация
случайного свойства предмета, элиминировать без изменения его сущности.
Материя – фил. категория, которая в
материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. В историко-фил.
традиции эта кат. претерпела ряд изменений: вещь (субстрат), свойство, отношение.
Первый этап (античность)
связан с поиском некоторой конкретной вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Материальные
сущности: стихии, апейрон (Анаксимандр), гомеомерии (Анаксагор), атомы (бытие +
пустота = небытие, Демокрит), первичный субстракт каждой вещи (Аристотель).
Бог, числа (Пифагор), идеи (Платон), форма (Аристотель), монады (Лейбниц).
Второй этап (Нового времени) Вещь–относительно
устойчивое тело, которое перемещается в пространстве и во времени. Материи–количественно определена как масса:
1) м. – как первооснова вещей, 2) вне её отношения к
созн., 3) только природный мир.
Новая трактовка (марксизма)
практику как критерий
познания и образования понятий. М. (Ленин):1.Материя
фил. категория, объективной реальность. 2.Данное понятие может быть определено только через
сознание.
“Онтология культуры” – культура
предлагает человеку способы духовной компенсации неизбежности смерти: идея
вечной жизни души, мысль о примирении со смертью, социальное бессмертие.