- Определение философии, философского знания.
- Как философия появляется в контексте культуры. Соотнесение философии с мировоззрением (конкретного типа).
Мировоззрение
Соотнесение с мифологией.
Соотнесение с религией.
Возникновение философского мировоззрения
Основные проблемы (тем самым обозначив структуру фил. знания)
Соотнесение с другими отраслями (с наукой)
Специфика фил. Проблем.
Сверхзадача: Философия – специфический род знания и освоения действительности в теоретическом мышлении.
1. Философия – феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, которая своими истоками уходит в глубокую древность, середину 1 тысячелетия до н.э. в эпоху осевого времени по Ясперсу. Философия это знание которое, будучи фрагментом духовной культуры общества (которое нацелено на освоение системы ЧЕЛОВЕК-МИР ) претендует на выявление глубинных принципов бытия человека и мира, и связей в этой системе человек-мир.
2.1. В этом своем качестве она оформляется в середине первого тысячелетия до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира как мифология. Философия как и мифология – определенный тип мировоззрения.
Что такое мировоззрение? Мировоззрение это совокупность взглядов на человека на мир и на место человека в этом мире.(Представление человека о мире, о человеке и о своем месте в этом мире) . Мировоззрение обладает сложной внутренней организацией. Она представляет собой (Структура Мировоззрения) – знания, убеждения, ценности, эмоционально-чувственная компонента. Мир для человека ценностно окрашен, эмоционально представлен. В этом специфика мировоззрения.
Мировоззрение развивается вместе с эволюцией человеческого общества, структурировать можно по разному а) (обыденное мировоззрение, теоретическое мировоззрение). Можно говорить о разных формах мировоззрения: б) общественное, индивидуальное. Основные типы мировоззрения в историческом плане, в) исторически первым типом мировоззрения выступает мифология, затем религия, затем философия, и затем можно назвать науку, но это достаточно спорное утверждение.
2.2.Особенности мифологии: превалирующими над знаниями были убеждения и эмоции, синкретизм – разные версии понимания мира, ориентации на различные фрагменты мира сплавлены единое целое и знания, и убеждения, и эмоции, и представления человека. Мифология апеллирует к воображению, эмоциональной сфере человека, не к рациональному, не к человеческому интеллекту. Отличительная черта – образность, художественность, яркость. Наделяет мир сверхъестественными качествами, обожествляя мир. Ориентация на генезис мира: ориентация не на то как устроен мир , а как он произошел. В мифологической традиции превалируют предки животные-предки, предки природного происхождения.
Мифологическое знание это исторически первая форма освоения духовного мира, на том этапе развития человеческого общества, когда его социальная структура весьма и весьма не развита, и когда его социальная практика находится в зачаточном состоянии.
Мифологическое знание
это исторически первая форма освоения духовного мира, на том этапе развития
человеческого общества, когда его социальная структура весьма и весьма не
развита, и когда его социальная практика находится в зачаточном состоянии.
2.3.Следующий этап –
середина первого тысячелетия до н. э. С 8-6 век рождаются религия и первые религ.
знания. Китай – конфуцианство,
даосизм, Индия – Буддизм, Иран,
Персия – заостризм(огнепоклонники-
религиозно-фил.), ближний восток, Палестина – появляются пророки, и предпосылки
для возникновения мировых религий – религий спасения (указывают человеку его
земной путь ведущий к спасению, регламентируют его поведение в этом мире (сюда
также относится даосизм, буддизм) , всем этим религиям присуще наличие
нравственного кодекса).
Религия как
тип мировоззрения – специфичным являтеся обособление двух миров естественного и
сверхестественного, природного и сверхестественного, реального и духовного, приоритет веры над разумом (принцип
патристики – верую ибо абсурдно), это не просто выполнение культовых обрядов,
это следование моральному кодексу, постоянное внутреннее переживание
соотнесенности с абсолютом, каким бы ни рисовался этот абсолют, ощущение
другого мира и соотнесенности с ним. Наряду с религией, в контакте с ним
развивается философское мировоззрение.
Основные черты фил. мировоззрения:
1) превалирование рационального над эмоциональным,
духовным, не слепо верить, а рассждать, анализировать, в отличии от мифологии и
религии нуждается в обосновании, выработке логических, гносеологических способов
обоснования полученных знаний, теоретическая форма постижения мира, она не
может существовать без развернутой системы логических обоснований. Отличие от
мифологии и религии, в том, что миф. и рег.
предлагают догматы следование которым безусловно.
2) Следующая черта
философии –рефлексия – самокопание,
рассмотрение самое себя со стороны, взгляд критический, оценивающий,
предполагающий как положительную, так и отрицательную оценку. Критицизм – еще
одна черта фил. Рефлексия, критицизм, пересмотр не только результатов но и
методов которыми эти результаты были получены – отл. черта фил. В этом
философия близка к науке. От науки тоже отличается. Если взять на рассмотрение
систему СУБЪЕКТ средства деятельности ОБЪЕКТ, то наука преследует цель выделить
объект таким какой он есть, вписанность
в культуру в разные эпохи ее не интересует, нет соотнесения с миром ценностей.
В отличие от этого философия обращена на исследование связей человека с миром,
поэтому знание пропущено через субъективый момент, через ценности, убеждения,
традиции, менталитет людей живущих в какой-либо области это «нагруженные»
знания. (Кстати ценностно нагруженное знание – это мораль, но моральных норм не
много). Нормы морали исторически укоренены, всегда ценностно нагружены, всегда
в ним вплавлены ориентиры развития, что касается философии она точно также это
демонстрирует. Т.е. для науки необходимо получение объективного знания о мире ,
а для философии знание всегда ценностно нагружено, это знание о мире, о месте
человека в этом мире.
3. Природа философских
проблем. В чем отличительная специфика проблем философского знания по отношению
к науке? Наука неразрешенные вопросы рано или поздно закрывает, законы
доказанные неоднократно догматирует. Научное сообщесво ее больше не
рассматривает, кто сильно хочет, конечно, пожалуйста, но в целом проблема закрыта(пример
проблема вечного двигателя, до сих пор находятся умельцы, создающие вечные
двигатели, сейчас это вызывает только смех). Философские проблемы сквозные,
человек находящийся в плену обыденного сознания может сказать, что это за
знания, когда нет никогда ответа, ему хочется получить однозначный красивый
ответ. Почему это вечные проблемы, сквозные, потому что каждый раз рассмотрение
этих глубинных проблем пропускается через человеческую субъективность, проще
говоря меняются условия в системе, меняются ценностные ориентации, внутренняя
структура социальной системы, и все это приводит к возвращению этим казалось бы
вечным уже решенным проблемам.
Философские проблемы весьма и весьма многочисленны, но вместе с тем их можно подвергнуть классификации, и выделить целые проблемные поля, и тогда важнейшие философские проблемы – это натурфилософия и онтология, следующий массив проблематики – социальная реальность (как функционирует об-во, на что может рассчитывать в обществе отдельный человек, как связаны интересы отдельного человека и об-ва ), в историческом процессе (смысл истории, движущие силы исторического процесса, субъект исторического процесса).
Существенным отличием философии от науки являтеся то, что наука ограничивает класс каких-либо объектов, и больше ни на что не претендует, а философия претендует на рассмотрение открытого практически бесконечного класса, поэтому ее знание не может быть завершенным, и не может быть однозначного решения.
Следующая область знания: духовная реальность – мир индивидульного и надиндивидуального, так же как и природа и социальная среда.
На перекрестке всех этих трех проблем – этика(1.Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы Партийная э. Врачебная э. Научная э. 2.Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.), эстетика(Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии Курс эстетики.), теория познания, философия науки, она не изучает природу, она изучает то как человек изучает природу, обращена к духовной сфере.
Человек как квинтэссенция этих форм, человек – природное существо, человек – социальное существо, человек – существо несущее духовное начало. И называется эта область знания философская антропология.
В соответствии с проблематикой возможно структурирование философского знания.