1. Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей
пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих
Диалектика вырабатывает понятийный аппарат, категории, основные понятия и связь между ними. В структуру диалектики входят основные законы, и неосновные законы или парные категории, ориентированные на представление развития в разных срезах. Диалектика как философская теория развития – это ориентир для познания. Постклассическая философия не интересуется развитием как таковым, у нее другая проблематика, она интересуется бытием человека в мире, анализирует языковую реальность, занимается проблемами человека в социальной жизни. В этом отношении нет интереса к проблематике природы и моделированию развития. Тогда в культуре эту традицию продолжает наука, и моделирование развития наука осуществляет по своим предметным областям: в биологии, в космологии, в химии и т.д. Среди этих подходов большое значение приобретает синергетика, которая изначально выстраивается как теория самоорганизации. Теорию систем интересуют системы вообще, космологию – развитие Метагалактики, химию – процессы с химическими соединениями, биологию – развитие биологических организмов, синергетику интересует самоорганизация как таковая. Понятийный аппарат синергетики работает на построение модели развития. Синергетика фиксирует новые нюансы: учитывает то, что факторы и результаты их воздействия могут не совпадать по своей значимости, отсюда нелинейные процессы развития; наука всегда пыталась вычленить устойчивое состояние объекта, синергетика же фиксирует процессы, удаленные от состояния равновесия, вариабельных ,неравновесных, непредсказуемых; учитывается элемент случайности. Таким образом, процесс неравновесный, нелинейный, вероятностный. Синергетика дает более детальную и точную модель таких процессов. Понятия: точка бифуркации, аттрактор.
процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали
становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии
бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и
пребывающую в непрестанном движении. Так, уже в философии Гераклита из Эфеса идея
всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается
через образ потока, течения всего сущего. Этот смыслообраз потока означает по существу
образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и
внутренне противоречивой природе, ещё понятийно не оформленное. Так возникает
традиция умозрительного, или философского обоснования идеи динамической
организации бытия. Наиболее полно эта традиция находит своё отражение в диалектике –специфическом философском учении о движении, изменении и становлении всего сущего.
. Здесь очевидно присутствует акцент на
подвижность, изменчивость и текучесть языка.
Принято выделять несколько важнейших этапов развития диалектических учений в
истории философии. Как правило, к ним относят: античную диалектику; диалектику
немецкой классической философии; материалистическую диалектику, представленную в
рамках марксистско-ленинской философии; диалектические идеи и концепции,
разработанные в трудах представителей постклассической философии.
По мнению Гегеля, подлинным изобретателем диалектики в античной философии
являлся Платон. Именно в его учении диалектика впервые встречается в свободной и
объективно обоснованной форме диалогического движения мысли. Причём, согласно
Платону, это мыслительное движение наиболее адекватно может быть выражено в
понятийной форме, когда идея воплощает себя в стихии интеллектуального мира
диалогов.
В эпоху Возрождения и Нового времени диалектические идеи высказывались и
обосновывались в трудах различных философов и мыслителей (Н. Кузанский, Дж. Бруно,
Г. Лейбниц, Б. Спиноза и др.). Однако господствующей формой и доминирующим стилем
мышления в этот период становится метафизика, которая абстрагировалась от учета
всеобщей связи явлений и их динамики. Основной акцент в исследованиях природных и социальных объектов переносится на процедуры аналитического расчленения сложных комплексных объектов, классификации и систематизации накопленного знания.
Большинству философов и ученых этой эпохи была чужда мысль о диалектичности бытия
и соответствующей ей диалектичности мышления.
Особый интерес к разработке диалектического метода мышления возникает в немецкой
классической философии, в рамках которой разрабатывается вторая историческая форма
диалектики. У ее истоков стоял И. Кант, автор концепции, так называемой,
трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую
несостоятельность догматической метафизики как метода мышления. Диалектика у Канта
становится неотъемлемым атрибутом познавательной деятельности философского разума,
Законы материалистической диалектики являют собой такой компонент в ее
содержании, который позволяет корректно проинтерпретировать основные
мировоззренческие вопросы, связанные с пониманием развития как формы необратимого,
направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и
движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания
внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует
развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности
развития, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса.
Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить общую структуру,
прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития
изменяющихся объектов.
В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют:
общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность;
причину и следствие; сущность и явление и др. Каждая из этих категорий, а также их
системная совокупность позволяют задавать философско-теоретическое пространство
интерпретации развивающихся систем в различных функциональных и предметно-
содержательных аспектах их существования и познания.
В постклассической философии диалектическая проблематика, как правило,
концентрируется в таких направлениях и стратегиях развития философской мысли, как
социально-критическая и экзистенциально-феноменологическая. Отметим, что
постклассические версии диалектического философствования были органично связаны с
тенденцией радикальной критики рационалистической традиции, резюмированной в
философии Гегеля в его концепции панлогизма. С другой стороны, в рамках
неомарксистской доктрины в ХХ столетии активно развиваются различные варианты
диалектики «праксиса», «негативной диалектики», «авангардистской диалектики
эстетического нигилизма» и др.
В любом случае в постклассической философии развитие диалектических
представлений органично связано с критической реакцией на рационализм и
гипостазированием иррационалистических основ философствования. Одна из линий этой
иррационализации диалектического мышления была связана с философской
деятельностью позднего Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, А. Шопенгауэра. В ней обнаруживает
себя своеобразный «объективизм» и традиционная для немецкой классики ориентация на
сверхличностное начало.
Ницше по существу реализует программу подлинной «эмансипации» иррационализма как
мировоззренческой основы постклассических версий диалектики.
Одна из первых неомарксистских концепций диалектики была предложена в книге
Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике»
(1923). В ней автор обозначил основные мировоззренческие и методологические
ориентиры диалектической философии, сопряженной с базовыми постулатами
неомарксизма в его лево-радикальной интерпретации. В толковании диалектики, данном
Лукачем, обнаруживаются мотивы, восходящие к неокантианству, философии жизни и,
конечно же, гегелевской философии и неогегельянским версиям диалектического
мышления. Несмотря на
всю эту вполне понятную дань экзистенциалистским мотивам в его концепции
«диалектики праксиса», Сартр осуществляет самое фундаментальное в постклассической
философии исследование диалектической логики исторического процесса. Социально-
политический эффект названной концепции оказался весьма уязвимым, поскольку
инициировал культ революционного насилия и радикальных форм борьбы за
индивидуальную свободу, против материальной необходимости. Однако в целом
диалектические идеи социальной антропологии Сартра оказались значительным
достижением в развитии неомарксистской диалектики.
Парадигмальное пространство современной философии органично включает в себя
диалектическую мысль, посредством которой осуществляется рефлексия над
противоречивыми процессами развития человека, общества и природы в
глобализирующемся мире. Это означает, что и для многих других школ и направлений
современной западной философии (герменевтика, персонализм, эволюционная
эпистемология и др.) весьма характерны диалектические мотивы и ориентации. Сегодня
трудно говорить о наличии и разработке относительно завершенных и концептуально
обоснованных теорий диалектики. Скорее можно вести речь о диалектической
направленности и имманентной устремленности современного философствования к
осмыслению сложной архитектоники развивающегося мира, его культуры и
социотехносферы. Именно таким образом современное философское сознание пытается
ассимилировать и теоретически выразить фундаментальную идею динамизма и
изменчивости бытия во всех проекциях и формах его объективации.
Итак, история диалектики убедительно свидетельствует о том, что эволюционно-
динамическая парадигма мышления является фундаментальной составляющей мирового
философского процесса. На протяжении многих столетий в специфических формах
философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством
которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных
явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания.
Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала
необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и
социально-гуманитарном познании.
пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих
Диалектика вырабатывает понятийный аппарат, категории, основные понятия и связь между ними. В структуру диалектики входят основные законы, и неосновные законы или парные категории, ориентированные на представление развития в разных срезах. Диалектика как философская теория развития – это ориентир для познания. Постклассическая философия не интересуется развитием как таковым, у нее другая проблематика, она интересуется бытием человека в мире, анализирует языковую реальность, занимается проблемами человека в социальной жизни. В этом отношении нет интереса к проблематике природы и моделированию развития. Тогда в культуре эту традицию продолжает наука, и моделирование развития наука осуществляет по своим предметным областям: в биологии, в космологии, в химии и т.д. Среди этих подходов большое значение приобретает синергетика, которая изначально выстраивается как теория самоорганизации. Теорию систем интересуют системы вообще, космологию – развитие Метагалактики, химию – процессы с химическими соединениями, биологию – развитие биологических организмов, синергетику интересует самоорганизация как таковая. Понятийный аппарат синергетики работает на построение модели развития. Синергетика фиксирует новые нюансы: учитывает то, что факторы и результаты их воздействия могут не совпадать по своей значимости, отсюда нелинейные процессы развития; наука всегда пыталась вычленить устойчивое состояние объекта, синергетика же фиксирует процессы, удаленные от состояния равновесия, вариабельных ,неравновесных, непредсказуемых; учитывается элемент случайности. Таким образом, процесс неравновесный, нелинейный, вероятностный. Синергетика дает более детальную и точную модель таких процессов. Понятия: точка бифуркации, аттрактор.
процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали
становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии
бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и
пребывающую в непрестанном движении. Так, уже в философии Гераклита из Эфеса идея
всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается
через образ потока, течения всего сущего. Этот смыслообраз потока означает по существу
образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и
внутренне противоречивой природе, ещё понятийно не оформленное. Так возникает
традиция умозрительного, или философского обоснования идеи динамической
организации бытия. Наиболее полно эта традиция находит своё отражение в диалектике –специфическом философском учении о движении, изменении и становлении всего сущего.
. Здесь очевидно присутствует акцент на
подвижность, изменчивость и текучесть языка.
Принято выделять несколько важнейших этапов развития диалектических учений в
истории философии. Как правило, к ним относят: античную диалектику; диалектику
немецкой классической философии; материалистическую диалектику, представленную в
рамках марксистско-ленинской философии; диалектические идеи и концепции,
разработанные в трудах представителей постклассической философии.
По мнению Гегеля, подлинным изобретателем диалектики в античной философии
являлся Платон. Именно в его учении диалектика впервые встречается в свободной и
объективно обоснованной форме диалогического движения мысли. Причём, согласно
Платону, это мыслительное движение наиболее адекватно может быть выражено в
понятийной форме, когда идея воплощает себя в стихии интеллектуального мира
диалогов.
В эпоху Возрождения и Нового времени диалектические идеи высказывались и
обосновывались в трудах различных философов и мыслителей (Н. Кузанский, Дж. Бруно,
Г. Лейбниц, Б. Спиноза и др.). Однако господствующей формой и доминирующим стилем
мышления в этот период становится метафизика, которая абстрагировалась от учета
всеобщей связи явлений и их динамики. Основной акцент в исследованиях природных и социальных объектов переносится на процедуры аналитического расчленения сложных комплексных объектов, классификации и систематизации накопленного знания.
Большинству философов и ученых этой эпохи была чужда мысль о диалектичности бытия
и соответствующей ей диалектичности мышления.
Особый интерес к разработке диалектического метода мышления возникает в немецкой
классической философии, в рамках которой разрабатывается вторая историческая форма
диалектики. У ее истоков стоял И. Кант, автор концепции, так называемой,
трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую
несостоятельность догматической метафизики как метода мышления. Диалектика у Канта
становится неотъемлемым атрибутом познавательной деятельности философского разума,
Законы материалистической диалектики являют собой такой компонент в ее
содержании, который позволяет корректно проинтерпретировать основные
мировоззренческие вопросы, связанные с пониманием развития как формы необратимого,
направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и
движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания
внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует
развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности
развития, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса.
Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить общую структуру,
прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития
изменяющихся объектов.
В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют:
общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность;
причину и следствие; сущность и явление и др. Каждая из этих категорий, а также их
системная совокупность позволяют задавать философско-теоретическое пространство
интерпретации развивающихся систем в различных функциональных и предметно-
содержательных аспектах их существования и познания.
В постклассической философии диалектическая проблематика, как правило,
концентрируется в таких направлениях и стратегиях развития философской мысли, как
социально-критическая и экзистенциально-феноменологическая. Отметим, что
постклассические версии диалектического философствования были органично связаны с
тенденцией радикальной критики рационалистической традиции, резюмированной в
философии Гегеля в его концепции панлогизма. С другой стороны, в рамках
неомарксистской доктрины в ХХ столетии активно развиваются различные варианты
диалектики «праксиса», «негативной диалектики», «авангардистской диалектики
эстетического нигилизма» и др.
В любом случае в постклассической философии развитие диалектических
представлений органично связано с критической реакцией на рационализм и
гипостазированием иррационалистических основ философствования. Одна из линий этой
иррационализации диалектического мышления была связана с философской
деятельностью позднего Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, А. Шопенгауэра. В ней обнаруживает
себя своеобразный «объективизм» и традиционная для немецкой классики ориентация на
сверхличностное начало.
Ницше по существу реализует программу подлинной «эмансипации» иррационализма как
мировоззренческой основы постклассических версий диалектики.
Одна из первых неомарксистских концепций диалектики была предложена в книге
Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике»
(1923). В ней автор обозначил основные мировоззренческие и методологические
ориентиры диалектической философии, сопряженной с базовыми постулатами
неомарксизма в его лево-радикальной интерпретации. В толковании диалектики, данном
Лукачем, обнаруживаются мотивы, восходящие к неокантианству, философии жизни и,
конечно же, гегелевской философии и неогегельянским версиям диалектического
мышления. Несмотря на
всю эту вполне понятную дань экзистенциалистским мотивам в его концепции
«диалектики праксиса», Сартр осуществляет самое фундаментальное в постклассической
философии исследование диалектической логики исторического процесса. Социально-
политический эффект названной концепции оказался весьма уязвимым, поскольку
инициировал культ революционного насилия и радикальных форм борьбы за
индивидуальную свободу, против материальной необходимости. Однако в целом
диалектические идеи социальной антропологии Сартра оказались значительным
достижением в развитии неомарксистской диалектики.
Парадигмальное пространство современной философии органично включает в себя
диалектическую мысль, посредством которой осуществляется рефлексия над
противоречивыми процессами развития человека, общества и природы в
глобализирующемся мире. Это означает, что и для многих других школ и направлений
современной западной философии (герменевтика, персонализм, эволюционная
эпистемология и др.) весьма характерны диалектические мотивы и ориентации. Сегодня
трудно говорить о наличии и разработке относительно завершенных и концептуально
обоснованных теорий диалектики. Скорее можно вести речь о диалектической
направленности и имманентной устремленности современного философствования к
осмыслению сложной архитектоники развивающегося мира, его культуры и
социотехносферы. Именно таким образом современное философское сознание пытается
ассимилировать и теоретически выразить фундаментальную идею динамизма и
изменчивости бытия во всех проекциях и формах его объективации.
Итак, история диалектики убедительно свидетельствует о том, что эволюционно-
динамическая парадигма мышления является фундаментальной составляющей мирового
философского процесса. На протяжении многих столетий в специфических формах
философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством
которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных
явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания.
Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала
необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и
социально-гуманитарном познании.