Социальная философия внутренне связана с такими разделами обществознания, как философия истории, социология, политология, этика, эстетика и др. социальные науки.
Социальная философия связана с категорией общества, где важную ведущую роль играет человек. Он основной объект и субъект познания и деятельности. Именно он выбирает формы взаимодействия, опредмечивания и способы трансляции своих достижений. Таким образом, общество – это обособившиеся из природы часть материального мира, социальная форма движения материи, представляющая собой исторически – развивающуюся форму жизни. Это системная целостность образа индивидов, где интегрируются все его элементы.
Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа
структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:
- социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.
- социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.
- социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.
- социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.
Общество всегда привлекало к себе внимание, и всегда интерес к проблемам общества присутствует в культуре. Впервые заинтересовался в античности Платон в произведении “Государство”.Это утопия была, но она была первой. До Нового времени интерес к жизни общества как-то заглох.
В 18 в. техногенная цивилизация нацелена прежде всего на освоение природы. А вот в эпоху Просвещения социальные идеи начали развиваться, например, идея исторического прогресса. У Руссо теория общественного договора трансформируется и служит обоснованием революции в том случае, если власть правит плохо и нарушает таким образом общественный договор. Немецкая классика, философия истории. В жизни общества философию истории интересует исторический процесс, смысл истории, направленность истории. Формируются представления об истории как о процессе, который фундирован идеями и деяниями выдающихся людей. Следующий этап – появление социальной философии в 19 в. в середине. Исторические предпосылки – постепенно на сцену исторического действия наряду с великими личностями начинают выдвигаться массы.
Поэтому и интерес, как устроено человеческое общество, как и почему оно развивается. Социальная философия в качестве предмета избирает условия жизни общества и закономерности его функционирования. Затем уже в конце 19 в. начинается формирование системы научно-гуманитарного знания, базой для которого выступает социальная философия. Социальная философия – взять кальку с науки и применить ее к изучению общества. О. Конт и его “социальная физика”. Жизнь общества складывается из отношений между людьми. Эти отношения по своей природе есть механические взаимодействия. Следовательно, в изучении общества может помочь механика. Это уж очень сильный редукционизм. Но его новизна в том, что можно уже изучать, как функционирует общество. Потом параллельно развивается классическая английская политэкономия – она озабочена тем, как функционирует экономика. Дальше Маркс – его интересуют производственные отношения. Таким образом, возникает предпосылка для научного освоения общества.
В чем специфика социальной реальности как объекта исследования. Социальная реальность – это синоним общества, социальная форма бытия. Специфика этой области бытия как предмета исследования в том, что социальная реальность – это сплетение материальных и духовных явлений. Люди, творящие историю, обладают сознанием. В социальной реальности всегда проявляют себя субъективные факторы – это присущее человеку богатство внутренней духовной жизни. В социальном познании позиция “субъект-объект” как их противопоставление утрачивает смысл. Познавая общество, мы познаем себя, и пропускаем все наше познание общества через свои мысли, чувства и т.д. Социальный объект в процессе рефлексии над ним изменяется, в отличие от материального объекта (далекой звезде по барабану, направлен на нее телескоп или нет). Когда кто-то что-то исследует об обществе и потом СМИ это освещают, то общество изменяется в некотором роде. Рефлексия над социальной жизнью, например, осуществляется в виде идеологии – теоретических представлений об обществе и его функционировании, представленной с позиции определенных социальных сил. И идеология успокаивает, стабилизирует общество (если это нормальная идеология). Хорошая идеология является хорошим стимулом успешного развития государства.