1) одной из важнейших проблем социальной философии,
относящихся к вопросам социодинамики, является проблема направленности
исторического процесса; социальной философии эта проблема досталась в
наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта
проблема решается в двух основных вариациях;
2) нелинейные концепции;
3) линейные концепции.
Исторически
первым возникает еще в глубокой
древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев
на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес
представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в
античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по
прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах
Востока везде преобладают нелинейные модели.
В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко
второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в
культуру входит стрела времени.
Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом,
устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит,
что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе
прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее
круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического:
юность, зрелость, упадок.
В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные
концепции – это все те, которые отслеживают изменение техногенного общества.
Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную,
постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и
прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации,
унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы
интегративного характера.
На заре своего появления линейные концепции – это
просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося
техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.
Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский,
Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс
– это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не
сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют
в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом
развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности
трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его
творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации
раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то
проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе
программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.