Поиск билета

27. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

1. Культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности человека (общества) - традиции, но, с другой стороны, она выступает как одна из важнейших детерминант его развития – новаций. Процесс трансформации культуры может быть объяснен через
понятия традицияпреемственностьтворчествоновация; циклизм культуры; взаимодействие и диалог культур.
Абстрактно-теоретическая схема динамики культуры предполагает рассмотрение разнонаправленных процессов. С одной стороны, любая культура существует и выполняет свою роль в обществе при условии преемственности культуры. Преемственность – это связь между историческими периодами развития культуры, процесс накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций.Основу традиции составляют нормы, поскольку ценностное сознание воплощается в нормах— стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности.
Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры — от элементарных повседневной практики до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общегуманистических, универсальных. Соответствие актуальным нормативам культуры способствует или препятствует распространению различных социальных технологий, инновационным практикам или диалогу культур.
Разрушение культурной традиции в результате войн, революций, социальных потрясений чреват для общества разрушением механизма воспроизводства социальных связей и отношений, разрушением или патологической трансформацией общественной жизни. Преемственность может быть непрерывной (культура быта, народная культура, язык – самая прочная связь поколений) и прерывной (эпоха Возрождения восстановила античные традиции, Россия возвращается к православию после 70 лет доминирования атеизма).
С другой стороны, развитие культуры, предполагает новаторство – приращение культурного богатства, процесс культурного творчества. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо воплощают их содержание в инструментально-практической форме. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых социальных идеалов, изменяются и нормы.
Процесс развития культуры необходимо рассматривать на уровне конкретного взаимодействия культур. Идея одновременности существования локальных культур вошла в культурное мышление не сразу, по мере преодоления европоцентристских тенденций в философии истории и культуры, согласно которым общеевропейская культура мыслилась как мировая. В 19-20 в.в. с развитием исследований местных культур развивается культурологический подход к истории. О. Шпенглеродним из первых показал циклический характер развития локальных культур как особых живых организмов, развил идею об их принципиальной замкнутости друг по отношению к другуА. Тойнби попытался выйти за рамки биологической метафоры Шпенглера и вводит понятие «цивилизации», которую сравнивал с циркулярной пилой. Пила, вращаясь, совершая круг возникновения, расцвета, гибели, все глубже врезается в древесину, ближе подходя к центру, высшим, единым для всех духовным ценностям. Купленная ценой страданий мудрость, переходит от одной цивилизации к другой в процессе взаимодействия (христианство, зародившись в Риме, было освоено варварами). Французский этнолог и культуролог Клод Леви-Строссвводит в культурологию понятие «коалиции культур», доказывая, что важнейшие культурные завоевания были сделаны на «стыке» культур (философия – Др. Греция, Индия, Китай; христианство – Др. Египет, Иудея, Европа).

Результатом развития культуры является ее внутреннее разнообразие. Выделяют: западную и восточнуюматериальную и духовнуюнациональную и интернациональнуюсветскую и религиознуюнароднуюмассовую и элитарнуюмолодежную и взрослую и др. культуры. Субкультура и контркультура отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процессов.
В связи с различием сфер материального и духовного производства, соотношением материальных и духовных начал в них, выделяют две основные сферы существования и развития культуры  материальную и духовную. 
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Сюда относятся, прежде всего, материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства. Таким образом, под материальной культурой понимается многообразие проводимых человеком предметов, а также природные вещи, явления, измененные в результате воздействия человека
Духовная культурапредставляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей, проявляющихся в различных общественных отношениях. К духовной культуре относится вся совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера (нравы, обычаи, мифы, концепции, теории и т.п.).
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в "чистом" виде они просто не существуют.


Выделяют также субкультуры (локальные культуры).
Субкультура (т.е. "под-культура") — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Можно выделить т.н. маргинальную культуру, которую представляют индивиды, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрированы. Это деревенские жители в городе, иммигранты , заключенные в тюрьмах, бомжи и пр.
В обществе складываются контркультуры, главный объединительный признак которых – неприятие господствующей культуры.
Современная культурология и философия (постмодернизм) исследуют кризисные процессы в культуре,которые выражаются:
- в вульгаризации культуры – господстве массовой культуры, деперсонализации личности, стандартизации мышления и поведения человека;
-кризис культуры выражается в неспособности современного человека эффективно адаптироваться к новым формам реальности (новой технической среде, информационному разнообразию, урбанизированному миру, скоростям социальных реформ);
в замене импульса к творчеству на страсть к потребительству.

Между формами и слоями культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры – в разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий.