Наука ― это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения дeйствительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.
Со второй половины XIX — нач. XX в. развиваются 3 осн стратегии исследования науки:
I. Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин:
1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу XIX в.
Внутренняя история науки — настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в которых, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос). Внешняя история науки — пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах)
2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как социальный институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т. д.
3. Логика науки. Изучает понятийный аппарат науки, как развивается и функционирует язык науки и т. д.
4. Психология научного творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности научных коллективов, специфика коммуникации, лидерство в науке.
II. Междисциплинарная стратегия рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале XX в. в работах Вернадского и Тимирязева. В середине XX в. в ней намечаются 3 основные направления:
Аналитическое направление — пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты.
Наукометрия — статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассматривается как машина, которая может быть описана путем введения цифровых параметров.
Нормативное направление — обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки.
III. Философско-методологическая стратегия. Это приложение теории познания в различных её версиях к решению вопроса — что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания. Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки.
Говоря о предметной области философии науки как формы философской рефлексии над различными аспектами бытия науки, необходимо констатировать существование многих точек зрения по этому вопросу и наличие впечатляющего плюрализма интерпретаций.
По мнению известного специалиста в этой части Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является обоснование необходимости и реальных путей трансформации человеческого знания от максим здравого смысла и обыденного мышления к естественнонаучным принципам и методам освоения исследуемой реальности.
По мнению К. Поппера, центральное ядро философии науки ― это проблема роста знаний и связанный с ней анализ конкуренции в науке, неизбежно сопровождающей любые познавательные действия.
Существует широко распространенное мнение, согласно которому предмет философии науки объединяет в себе несколько типов или уровней анализа науки как некой системной целостности и специфического компонента современной культуры:
1) анализ структуры науки
2) исследование основополагающих функций науки
3) изучение проблемы роста знаний и социодинамики науки
4) аксиологические проблемы науки
Достаточно популярна точка зрения, согласно которой основной задачей философии науки является анализ и рассмотрение ее важнейших проблем:
1) общие философские проблемы науки
2) проблемы, характерные для отдельной области знаний
3) проблемы, конституируемые в зависимости от направленности возникновения и целей философско-методологического исследования науки (от философии к науке или от науки к философии).
Известное распространение получил и т.н. дескриптивный подход к определению статуса философии науки и ее предметной сферы. С позиций этогo подхода философия науки есть описание разнообразных познавательных ситуации, которые встречаются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне научного исследования (метод индукции).
В современной литературе встречаются и попытки обосновать такие интерпретации предметной области исследований в рамках философии науки, которые основываются на принципах их историко-генетической классификации. Согласно этим подходам, основными проблемами философии науки в первой трети хх столетия были следующие:
- анализ проблемы причинности в физическом познании и обоснование сложной системы отношений между детерминизмом и индетерминизмом в современном естествознании;
- изучение динамических и статистических закономерностей
- исследование отношений и опосредований между классической и квантово-релятивистской научными картинами мира и др.
В последней трети ХХ столетия и в исследованиях последнего времени все более актуальными становятся вопросы, связанные с анализом:
- различных видов и форм научной рациональности
- познавательных и методологических возможностей истории науки, психологии научного творчества
- широкого круга мировоззренческих, этических, социокультурных и аксиологических проблем науки и форм ее объективации в различных сферах жизнедеятельности современного общества
- методологических идей глобального эволюционизма, синергетики и принципов нелинейного мышления в современных научных исследованиях;
- перспектив и тенденций сближения предметных областей и методологических стандартов естественных и гyманитарных наук.
Можно зафиксировать и другие интерпретации предметной области философии науки как динамично развивающейся сферы философского знания.
Однако и уже отмеченных вполне достаточно, чтобы сделать обоснованный вывод: современная философия науки представляет собой находящуюся в процессе интенсивного развития стратегию системного исследования науки на основе использования эвристического потенциала и методологических peсурсов философии познания.