Поиск билета

44. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

Развитие науки носит непрерывный характер, она непрерывно преумножает свои знания. Это ранее было такое представление.
Но в начале 20 в. – одна революция в науке, в середине века – еще одна революция. И вот уже в представления о динамике науки влючаются мысле о разрывах в этом непрерывном, монотонном процессе.
Впервые к этой проблеме (динамики науки) обращается Ленин (“Материализм и эмпириокритицизм”), А. Хайре (1939 г., показал, что возникновение механики – это революция). Но идеи Ленина не были востребованы, потому что Ленина, прежде всего, заботила не наука и ее динамика, а те процессы, на которых спекулировали ее противники – эмпириокритики. А разработка проблемы динамики было побочным результатом. В этот период, к тому же, философия науки занималась структурой научного знания, языком науки, методами научного исследования, но не проблемой динамики науки.
В 1962 г. Появляется книга Куна Структура научных революций”, где эта проблема разработана. Анализ проблемы научных революций представлен в концепция Куна, Степина, Лаготоса (ввел представления об исследовательской программе, научная революция – это смена исследовательских программ). Холтон тематический анализ науки. Тема – единица исследования. Тема дискретности в науке – атомизма, тема непрерывности в науки – континуализма. Научная революция по Холтону – эта смена тем. По Куну революция – это смена парадигм (устанавливается какая-то парадигма, потом наука развивается на ее основе, накапливаются навые знания, в какой-то момент эти знания начинают уже расходиться с парадигмой, и тогда в конце концов происходит смена парадигм). По Степину, революция – это смена метатеоретических оснований науки.

В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: эволюционный (экстенсивный) и революционный (интенсивный).
 Эволюционное: расширение области приложения теорий, адаптация их к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования.
Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретического арсенала. В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и эмпирией. Предпосылки:
1) исчерпание эвристического потенциала; 
2) возрастающая сложность концептуального, логического и математического аппарата (интенсивного использования гипотез и искусственных модификаций стр-ры и языка теории); 
3) накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий.
Научная революция начинается лишь тогда, когда формируется новая креативная идея, выполняющая функции концептуального ядра будущей теории, парадигмы или научной картины мира. По мере развития науки она сталкивается с принципиально новыми типами O.ов, которые не могут быть освоены в рамках существующей картины мира и соответствующих ей эталонов и норм научного исследования. Возникает необходимость перестройки метатеоретических оснований науки, знаменующая собой этап интенсивного роста знаний, или научной революции. В зависимости оттого, какие конкретно основания науки подвергаются трансформации и изменениям, выделяют различные типы научных революций.
Степин, выделяются также три типа научных революций: 1) внутридисциплинарные;
 2) основанные на междисциплинарных взаимодействиях; 
3) глобальные.

Проблема типологии научных революций.
 Типология в зависимости от того, затрагивает ли эта революция все компоненты метатеоретических оснований н-и, или какие-то отдельные компоненты. Революции делятся наглобальные и неглобальные. Например, классическую, постклассическую и постнеклассическую н-и разделяют глобальные революции. Неглобальные революции, например, в середине 19 в., когда менялась научная картина мира (у биологии появился свой инструментарий, свой подход), нюансы были внесены в специальные приемы исследования (химия уже начала исследовать стр-ру, а физика – еще нет). Шло дисциплинарное разделение н-и. Т.е., эта типология по Степину.
Научные революции не уничтожают предшествующих достижений. Мы пользуемся и классическими подходами теперь, только они отодвинуты дальше на периферию.