Проблема метода является важнейшей проблемой научного познания. Проблема эта возникла одновременно с возникновением естественно научного знания. Проблема метода всегда была актуальной потому, что наука стремится к получению объективного знания о мире, и получение этого знания предполагает применение сознательных, отрефлексированных приемов.
Положиться на приемы обыденного познания здесь нельзя. Отсюда науку отличает критицизм не только над результатом деятельности, но и над тем, как этот результат был получен. Наука исследует объекты, все далее отстоящие от нашего обыденного опыта. Поэтому проблема выделения объекта исследования. Пример – внутриядерное взаимодействие – попробуй-ка его выдели просто так; процессы размерами в несколько атомов (в физике полупроводников, в биологии, например). Теоретическое знание все дальше удаляется от эмпирического знания. Отсюда проблема интерпретации полученного знания, проблема интерпретации эксперимента. Интерпретация – это тоже процесс еще тот, много тонкостей, нужно владеть методом. Внимание к методу все более и более значимо еще и потому, что скорость развития науки увеличивается (классическая наука –17-19вв., неклассическая наука – начало 20-конец 20 в., неклассическая наука еще буквально пару десятков лет, а уже как далеко пошла). Так что, в современных условиях проблема метода в науке тоже ой как актуальна.
Метод - это система регулятивных принципов (предписаний), регламентирующих деятельность по достижению поставленной цели. Эти принципы – это системное образование с внутренней структурированностью, иерархией. Методы практической деятельности, теоретической деятельности, обыденной деятельности и т.д. Как возникают методы? Кто-то когда-то успешно справился с задачей, получил результат, и тогда свой результат он может представить как ориентир для людей, идущих тем же путем. Знания оборачиваются методами. Успех деятельности зависит от того, насколько точно знание соответствует объекту. Чем точнее знание отражает суть объекта, тем лучше. Методы в науке появляются точно так же. Это результат оборачивания теории. Теория оборачивается методом.
Методология изучает методы. Это учение о методах, критическая рефлексия над методами. Еще один смысл – это совокупность приемов. Методов великое множество. Отсюда задача систематизации методов. Эта систематизация может быть осуществлена по степени общности.
- Методы философского характера - диалектический, метафизический, герменевтический.
- Общенаучные методы – эксперимент, идеализация, системный подход, метод математической гипотезы, моделирование, идеализация, формализация, описания.
- Специализированные методы (в каждой отрасли они свои) – методы механики, методы физики, количественный анализ в химии, рентгено-структурный анализ в рентгенографии, радиоизотопный анализ в археологии.
Ни один из этих методов в чистом виде не применяется, он приспосабливается к решению задачи. Методы философского характера – это самые общие ориентиры, задают самое общее видение объекта. Например,диалектический метод – любой объект надо рассматривать в развитии и в связи с другими объектами. Это самый общий ориентир. Или другой пример. Структура герменевтического метода – перевод, реконструкция, диалог. Когда мы, например, изучаем летопись или книгу на другом языке. Мы переводим ее на наш язык. Затем реконструкция смысла. Затем мы должны вписать это новое сведение в уже имеющиеся в нашем представлении.
Между этими уровнями (особенно между первыми двумя) нет преграды. Синергетические методы возникают в специализированных методах и переходят на общенаучный уровень, и даже есть претензия перенести синергетику на философский уровень.
Научный метод – это с-ма регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается O.ивное познание действительности, генерируется новое знание. Методы в науке складываются в результате рефлексии над уже полученными теоретическими результатами в освоении определенной предметной области исследования.