Поиск билета

8. Природа как предмет философского и научного познания. Идея коэволюции человека и природы.


Опр. Природа (в широком смысле) – это то, что нас окружает, мир вне нас, Вселенная; материя; (в узком смысле) – среда обитания человека. Природа делится на природу первую, естественную, девственную, нетронутую, невинную, и природу, в которой уже побывал человек и внес туда свои изменения. Первая природа – в заповедниках (их все меньше и меньше).

Эволюция образа природы. Мифологическо-поэтический этап взаимодействия человека с природой (традиционное и аграрное общество, ч. Вписан в природу и не противопоставляет себя ей) и технико-технологический этап (ч. Опосредствует свое отношение с природой техносферой, потребительский тип отношения к природе, индустриальное общество, разрушаются естественные природные циклы, человек геологическая сила, этика благоговения перед жизнью Швейцера, биоэтика Вернадский, экологический кризис и формирование новой системы ценностей, Римский клуб)
Глобализация и интеграция (объединение и выравнивание уровней развития и ценностей) будут способствовать коэволюции, но это не возможно, т.к. при равном развитии всем не хватит еды. Неомальтузианство – люди, которым не хватит еды, вымрут.
Ценности: коэвалюционный путь развития, ряд экологических запретов и императивов, экологическое сознание и воспитание, устойчивое развитие.
На изучение природы нацелена культура чел-ого общества, и интерес этот впервые возникает в античности. С одной стороны – гениальные догадки, а с другой продуцируемое знание часто расходится с истинным положением вещей, потому что не связаны с экспериментом, рассуждения умозрительны и т.д. по мере развития науки изучение природы наукой и философией идет в тесном контакте и в результате происходит формирование научной картины мира. Научная картина мираэто модель природы, модель универсума. В ней есть понятия фил. плана и специальные научные знания. Образ природы в культуре связан со спецификой культуры. 
Современная научная картина мира – это мета-теоретические основания в представлении мира и форма познания мира.  Она задает общую исследовательскую стратегию.
В классике: общий механический объект; детерминистический и аналитический подход.
Постклассика: саморегулирующийся объект.

Постнеклассика: саморазвивающийся и самоорганизующийся объект. Условия для самоорганизации: неравновестность и открытость.
Например, в античной философии космоцентризм – восприятие человека как элемент громадного космоса, ощущение единства с природным окружением. 
Техногенная цивилизация – механическая картина мира, человек противопоставляет себя природному окружению, природа не храм а мастерская, подчинение природы, оправданность насилия над природой. Этот тезис постепенно утрачивает себя во время возникновения экологических проблем (60-е годы 20 в.). Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток, “биоэтика”. Природа не мастерская, не бездонный резервуар, а самоценность. Теперь это диалог с природой коэволюция человека и природы. Этот термин принадлежит Тимофееву-Крестовскому (советский генетик), понимается как совместная эволюция человека и природы. Организм претерпевает не эволюцию, а изменение совместно с окружающей средой. Эволюция человека идет не в первой природе, а во второй. Коэволюция идет совместно со второй природой. В отношении с природой возникают новые нормативы и устанавливаются экологические ценности. Предлагается концепция устойчивого развития: природопользование должно быть по возможности поддерживающее устойчивое динамическое равновесие, ограничивающее давление на мир природы. Аппелируют к коллективному бессознательному: мы должны оставить чего-нибудь нашим детям и т.д. Ориентир на переосмысление своего отношения к природе – это просто вынужденный ценностный ориентир современной цивилизации.