Опр. Природа (в широком смысле) – это то, что нас
окружает, мир вне нас, Вселенная; материя; (в узком смысле) – среда обитания
человека. Природа делится на природу первую, естественную, девственную,
нетронутую, невинную, и природу, в которой уже побывал человек и внес туда свои
изменения. Первая природа – в заповедниках (их все меньше и меньше).
Эволюция образа природы. Мифологическо-поэтический
этап взаимодействия человека с природой (традиционное и аграрное общество, ч.
Вписан в природу и не противопоставляет себя ей) и технико-технологический этап
(ч. Опосредствует свое отношение с природой техносферой, потребительский тип
отношения к природе, индустриальное общество, разрушаются естественные природные
циклы, человек геологическая сила, этика благоговения перед жизнью Швейцера,
биоэтика Вернадский, экологический кризис и формирование новой системы
ценностей, Римский клуб)
Глобализация и интеграция (объединение и выравнивание
уровней развития и ценностей) будут способствовать коэволюции, но это не
возможно, т.к. при равном развитии всем не хватит еды. Неомальтузианство –
люди, которым не хватит еды, вымрут.
Ценности: коэвалюционный путь развития, ряд
экологических запретов и императивов, экологическое сознание и воспитание,
устойчивое развитие.
На изучение природы нацелена культура чел-ого
общества, и интерес этот впервые возникает в античности. С одной стороны –
гениальные догадки, а с другой продуцируемое знание часто расходится с истинным
положением вещей, потому что не связаны с экспериментом, рассуждения
умозрительны и т.д. по мере развития науки изучение природы наукой и философией
идет в тесном контакте и в результате происходит формирование научной картины
мира. Научная картина мира – это модель природы, модель универсума. В ней есть
понятия фил. плана и специальные научные знания. Образ природы в культуре
связан со спецификой культуры.
Современная научная картина мира – это мета-теоретические
основания в представлении мира и форма познания мира. Она задает общую исследовательскую стратегию.
В классике: общий механический объект; детерминистический
и аналитический подход.
Постклассика: саморегулирующийся объект.
Постнеклассика: саморазвивающийся и самоорганизующийся
объект. Условия для самоорганизации: неравновестность и открытость.
Например, в античной философии космоцентризм –
восприятие человека как элемент громадного космоса, ощущение единства с
природным окружением.
Техногенная цивилизация – механическая картина мира,
человек противопоставляет себя природному окружению, природа не храм а
мастерская, подчинение природы, оправданность насилия над природой. Этот тезис
постепенно утрачивает себя во время возникновения экологических проблем (60-е
годы 20 в.). Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель
мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский
космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток,
“биоэтика”. Природа не мастерская, не бездонный резервуар, а самоценность.
Теперь это диалог с природой коэволюция человека и природы. Этот термин
принадлежит Тимофееву-Крестовскому (советский генетик), понимается как совместная
эволюция человека и природы. Организм претерпевает не эволюцию, а изменение
совместно с окружающей средой. Эволюция человека идет не в первой природе, а во
второй. Коэволюция идет совместно со второй природой. В отношении с природой
возникают новые нормативы и устанавливаются экологические ценности. Предлагается
концепция устойчивого развития: природопользование должно быть по возможности
поддерживающее устойчивое динамическое равновесие, ограничивающее давление на
мир природы. Аппелируют к коллективному бессознательному: мы должны оставить
чего-нибудь нашим детям и т.д. Ориентир на переосмысление своего отношения к
природе – это просто вынужденный ценностный ориентир современной цивилизации.