Поиск билета

10. Пространственно-временная и динамическая организация бытия. Философские категории движения, пространства и времени.

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуачьного (теоретические представления о них) пространства и времени.


Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Движение – это любое изменение, всякое взаимодействие (Энгельс). В рамках механистической картины мира движение понималось как механическое перемещение в пространстве и времени под влиянием внешних сил. По концепции деизма, например, движение возникает под влиянием сверхъестественных внешних сил, которые затем самоустраняются из мира. А электричество, а тепловые процессы. Тут все к механическому перемещению не сведешь. Поэтому признание мнообразие форм движения. Источником движения выступает не внешний источник, а внутреннее противоречие самого объекта. Тогда движение – это самодвижение.
Движение – это изменение. Изменение мы можем связывать с различными носителями, а точнее, рассматривать, что изменяется. Например, изменение в мире вне человеческого сознания. И тогда движение – это способ существования материи. Вторая плоскость нашего интереса – изменение материальных объектов. Это взаимодействие. Взаимодействие на всю материю не перенесешь, потому что она одна, ей не с чем взаимодействовать. Третье – один единственный, конкретный материальный объект. У его изменений есть начало и конец, они направлены от начала к концу и закономерны, они носят качественный характер – это уже развитие.
Характеристики движения – объективность, независимость от человеческого сознания; материальность, связь с материальным носителем; движение присуще всем без исключения материальным объектам, оно в этом плане абсолютно; движение относительно; движение прерывно, каждый материальный объект начинает свои изменения, продолжает и заканчивает; движение непрерывно; следовательно, движение противоречиво; движение многообразно, множество форм движения материи, в начале 19-го вв. первая классификация форм движения. Любая наука осваивает некую форму движения. Форма движения – это способ существования каких-то материальных объектов. Носитель механического движения – масса, химического – молекулы, социального – человек. В современном познании создаются новые разнообразные классификации, но опыт этой классификации переносится. Принципы – признание многообразия форм, неразрывная связь с материальным носителем, способ связи форм между собой (каждая последующая форма вырастает из предыдущей или совокупности предыдущей, но полностью качественно к ним не сводится – сущность человека не сводится к химическим реакциям в его организме), классификация должна отражать эволюцию материального мира.



К основным свойствам пространства обычно относят:
• размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы
• изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают:
необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Современное естествознание в принципе допускает существование в микромире даже 10- и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов.

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов

2) Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотепь. Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности:
пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);
пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время,
• свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют две концепции:
- динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);
- статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).

Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем.

Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:
- социальное пространство - социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность — с другой;
- социальное время понимается как исторический процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т.