Поиск билета

9 Принцип глобального эволюционизма

На протяжении всей истории философии и науки идея развития была одной из фундаментальных и во многом определяла взгляд человека на мир. Представления о необратимости времени в живой природе появились еще в античной философии, в частности, истоки этой идеи нужно искать в представлениях Аристотеля о "лестнице существ". Поначалу в примитивных формах (преформизм) идея развития утвердилась в естествознании XVII–XVIII вв. В XVII в. Рене Декарт предложил теорию происхождения космоса, в которой утверждалась идея развития материи. В XVIII в. Иммануил Кант создал собственную космогоническую концепцию, в которой провел мысль об эволюции Вселенной. Затем в XIX в. Чарльз Дарвин предложил теорию биологической эволюции, прояснившую, каким образом развивается живая природа. Дарвиновская концепция стала основанием теоретической биологии и объяснила, почему усложняется живая природа.


КРАТКО
Современная научная картина мира – это образ природы как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы. Такая картина мира формируется в последнее десятилетие 20-го в. Современная научная картина мира появилась во многом благодаря тому, что были разрешены проблемы, которые стояли ранее перед наукой: с одной стороны нарастание уровня сложности при развитии систем (например, эволюция ведет к усложнению организации организмов), а с другой стороны – нарастание хаотичности (уменьшение энтропии в термодинамических процессах и т.д.) – это противоречие необходимо было преодолеть. Надо было связать два блока знаний – биологический и физический, привязать развитие к неживой природе. Пытались решить это с помощью физикализации биологии. В последнее 10-летие 20-го в. сшить вместе все это позволил принцип глобального эволюционизма. Он постулирует две основные идеи: любой объект представляет собой системное образование; этот объект находится в процессе развития.
КРАТКО



В конце XIX – начале XX в. идея развития из биологии постепенно перекочевала в геологию, историю и социологию, но для физики и химии она еще долго оставалась чуждой. Понятие энтропии в классической термодинамике изменило ситуацию, но происходящие в закрытых термодинамических системах процессы понимались только как "умирание" системы.

Изменения в естествознании начались вместе с открытием нестационарности Вселенной и осмыслением этого обстоятельства в современных космологических концепциях. Оказалось, что наша Вселенная расширяется, а галактики разбегаются. В середине XX в. была выдвинута гипотеза происхождения Вселенной из первоначального сингулярного состояния, в 70-е годы построена теория Большого взрыва, объясняющая эволюцию нашего мира, тогда же в 60–70-е годы была создана синергетика. Все эти открытия послужили тому, что принцип развития органично и прочно вошел в фундаментальные науки – космологию, астрономию, физику и химию.

Современное естествознание рассматривает мир как множество открытых, самоорганизующихся систем, процессы в которых носят необратимый характер. Вселенная развивается от Большого взрыва до появления человеческого общества. Существует определенная преемственность в законах происхождения Метагалактики, возникновения Земли, зарождения и развития жизни, становления человека и общества – на всех уровнях организации материя постепенно усложняется.

На основе обобщения прежних эволюционных знаний и новых данных о процессах самоорганизации в конце XX в. была сформулирована идея глобального эволюционизма, претендующая на статус нового научного мировоззрения. Глобальный эволюционизм – это концепция, целью которой является построение универсальной модели эволюции, связывающей воедино развития космоса, земли, жизни на земле и человека. Идея глобального эволюционизма дает ключ к пониманию общих процессов развития, по самое главное, она позволяет преодолеть пропасть между живой и неживой природой, объяснить происхождение жизни без обращения к сверхъестественным силам. В глобальном эволюционизме возникновение жизни рассматривается как закономерный результат длительного процесса космической, геологической и химической эволюции.

В концепции глобального эволюционизма важное место занимает антропный принцип, согласно которому возникновение человечества стало возможным только потому, что наша Вселенная имеет определенную структуру, заданную в первые мгновения после Большого взрыва. Существуют различные версии антропного принципа. В 1973 г. английский астрофизик Брандон Картер сформулировал слабый и сильный антропные принципы. Согласно слабому антропному принципу, положение человека во Вселенной привилегированно, человек воспринимает мир из определенной, выделенной во времени "области" Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.

Формулировка сильного антропного принципа иная: Вселенная такова, что на определенном этапе эволюции в ней появляется наблюдатель – человек. Иначе говоря, с самого начала существования нашей Вселенной все необходимые физические и космологические параметры были точно "подогнаны" таким образом, чтобы в мире появился наблюдающий разум – человек.

Существуют также и другие формулировки антропного принципа. В частности, одна из них предложена американским астрофизиком Франком Типлером: во Вселенной должна появиться разумная обработка информации, и, раз появившись, она никогда не прекратится. Еще одну версию антропного принципа предложил американский физик Джон Арчибальд Уилер: наблюдатели необходимы для того, чтобы Вселенная возникла.

Антропный принцип воплощает в себе философскую идею связи человека и мира, которая появилась еще в Античности. Греческие философы размышляли о единстве микрокосмоса – человека и макрокосмоса – Вселенной. Сама по себе эта идея плодотворна. Антропный принцип подчеркивает целостность нашей Вселенной и единство всех видов эволюции – геологической, химической, биологической, социальной, что, в конце концов, приводит к появлению наблюдающего и познающего мир человека. Но, с другой стороны, некоторые формулировки антропного принципа подталкивают к религиозным взглядам на происхождение и развитие Вселенной. Так, например, возможна следующая интерпретация антропного принципа: существует только одна возможная Вселенная, которая возникла с единственной целью – появление человека, наблюдающего ее. Иными словами, мир спроектирован так, чтобы в нем появился человек, а этот проект – замысел Творца. Такая интерпретация дает основание считать антропный принцип не просто излишним, но и противоречащим научному мировоззрению.

Чтобы избежать религиозных выводов и сохранить антропный принцип, ученые и философы придерживаются концепции "ансамбля вселенных", т.е. допускают существование множества миров, основанных на тех же физических законах, что и наша Вселенная, но с другими численными значениями физических констант. Речь идет о таких физических параметрах, как гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное взаимодействия, масса основных элементарных частиц протона, нейтрона и электрона, постоянная Планка h, гравитационная постоянная G, скорость света с и заряд электрона. Значения этих констант были установлены экспериментально. Как показывают математические расчеты, даже незначительное их изменение приводит к изменению структуры Вселенной, в ней становится невозможным существование атомных ядер, самих атомов, звезд или галактик и, следовательно, жизни.

Согласно концепции "ансамбля вселенных", в каждой из них складывается свой набор физических параметров. Существование наблюдающего разума, т.е. человека, возможно только в тех вселенных, где физические параметры имеют строго определенное значение, и все необходимые для существования разума условия сложились в нашей Вселенной. Концепция "ансамбля вселенных" подводит к выводу о том, что нс мир таков, потому что в нем существует человек, а человек существует во Вселенной потому, что в ней реализовались определенные условия. Человек может в принципе наблюдать не любую часть космоса, а только ту, которая пригодна для возникновения и развития жизни. В других частях мира могут сложиться иные физические условия, которые отличаются от условий в нашей Метагалактике, но они непригодны для жизни. То есть мы наблюдаем только определенные физические процессы, кроме них есть множество других, которые происходят без всякого наблюдения и наблюдающего разума. При таком подходе религиозные выводы из антропного принципа исключены, для объяснения мира не нужно допускать "замысел", согласно которому возникла наша уникальная Вселенная.

Необходимо заметить, что в истории философии существуют аналоги концепции "ансамбля вселенных", например, идея "возможных миров" философа XVII в. Готфрида Лейбница. Лейбниц допускал существование всех логически возможных миров, но наш мир он называл наилучшим, поскольку в нем существует возможность для развития и совершенствования. Идея множественности миров-планет высказывалась и до Лейбница философами и естествоиспытателями XVI – начала XVII в. Джордано Бруно и Галилео Галилеем.

В наше время, когда человечество активно исследует космос, а от философии требуется осмысливать все новые и новые данные об устройстве и происхождении Вселенной, глобальный эволюционизм и антропный принцип выполняют роль общей идеи, которая дает представление о мире как о едином целом и позволяет соотнести его с человеком. В концепции глобального эволюционизма мир предстает развивающимся по единым законам, которые "соразмерны" человеку, в том смысле, что он в состоянии их постичь.

Подобный способ отношения к миру имеет аналоги в истории философии. Так, античные мудрецы от первых натурфилософов – милетцев и ионийцев, до представителей классической античной философии Платона и Аристотеля стремились философски оправдать мир, который стабилен в своей необходимости и гарантирует стабильное существование человеку. Бытие едино и умопостигаемо, это "прирученное" бытие, человек может его познать. Действительно, космос в представлении античных философов гармоничен и, что еще важнее, соразмерен человеку. Античный мудрец не чувствует никаких конфликтов с миром, мир логичен, необходим и разумен. Особенно ярко эта идея выразилась в философии элеатов, которые искали неизменное и вечное бытие, в своей неизменности данное уму, а не чувствам, фиксирующим лишь изменчивость и множественность. Таким образом, греческие философы удерживали мир от превращения в хаос и небытие. В их понимании мир гармоничен, един и непротиворечив, а значит, соразмерен человеку.

Как утверждает российский философ Андрей Николаевич Павленко, греческая модель замкнутого мира, в которой человеку дано чувство защищенности, вызывала переживание счастья от наблюдения божественного порядка. В эпоху Ренессанса эта защищенность разрушается, оставляя человека в пустой бездне. Глобальный эволюционизм требует к себе пристального внимания и может быть основанием для серьезного анализа взаимоотношения человека и Вселенной.

Аналогия между современной концепцией глобального эволюционизма и представлениями древних греческих философов прозрачна. Идея глобального эволюционизма представляет собой простую и гармоничную концепцию бытия, в которой реальные процессы развития в мире немного упрощаются. Весь мир подчиняется единым законам, единой линии от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от просто организованного к сложноорганизованному. Иными словами, мир так устроен, что он последовательно совершенствуется. Чем не греческий логос – закон мироздания? Кроме того, человек в этом мире имеет все преимущества, поскольку выступает вершиной универсального развития. В парадигме глобального эволюционизма уживаются идеи синергетики, дарвинизма, теории эволюции, современные теология и мистика и т.п. Не стоит забывать, что при всей увлеченности идеями глобального эволюционизма, эта концепция оставляет множество нерешенных вопросов и требует серьезного естественно-научного обоснования.